РАЗМЕЩЕНИЕ ТОВАРА В МАГАЗИНЕ
Размещение товара - это его расположение по площади торгового зала. Задача рационального размещения - правильно сформировать потоки покупателей, заинтересовать их и сократить время на их обслуживание. Процесс размещения и его эффективность зависят от ряда факторов. Во-первых, это принадлежность и площадь занимаемой территории (отдельностоящий магазин или отдел в большом торговом центре). Во-вторых, даже при наличии своего магазина необходимость отдельных секций будет зависеть от разноплановости товара. Так, при торговле сантехникой вряд ли целесообразно смешивать смесители с раковинами и мелкими товарами типа втулок, прокладок и т.д. Место секции с определенным товаром в торговом зале должно зависеть от покупательского спроса, а площадь секции необходимо связать с объемом продаж в ней. Чтобы получить дополнительную информацию о необходимой площади, хорошо бы соотнести продажи в данной секции с объемом продаж во всем магазине. В-третьих, это способы и место выкладки товара. Так, в магазинах самообслуживания товар может располагаться навалом или стопками, расположенными в ряд. При наличии специального технологического оборудования и продавца в магазине важна форма выкладки товара на полках (горизонтальный, вертикальный или комбинированный способ). И последнее - это размещение товара на полках. В этом случае особенно важна психология покупателей, и именно ее в первую очередь необходимо учитывать, формулируя правила и принципы раскладки товаров на полках. Существует довольно много правил размещения товаров на полках, позволяющих увеличить уровень продаж, но на них лучше остановиться особо.
Существует и ряд общих правил, не обязательно связанных с психологией покупателя. Во-первых, полки в магазине никогда не должны пустовать, это просто недопустимо. Длина выкладки на полке может быть в диапазоне от 50 до 190см, что зависит от общей площади магазина и используемого технологического оборудования. Не надо делать очень короткие выкладки, т.к. каждый товар должен быть представлен минимум тремя позициями, иначе он останется незаметным и не даст полного представления о возможных вариантах данного изделия. При очень длинной горизонтальной выкладке с одноименным товаром у покупателя может быть просто “замыливание” взгляда.
Представьте себе магазин торгующий сантехникой и витрину со смесителями. Существует множество смесителей, отличающихся по назначению, габаритам, конструкции, цене, используемым материалам и т.д. Если эту продукцию представить, например, тремя смесителями, то считайте, что вы ничего не представили - этого явно недостаточно. Если сделать многометровую полку, то, проходя вдоль нее, покупатель, особенно неискушенный, после 10-15 образцов вообще перестанет понимать, чем же они отличаются. В этом случае важно найти оптимальный вариант, используя комбинированную раскладку (например, по вертикали разделить смесители по назначению, а по горизонтали разложить различные конструктивные варианты). При большом количестве вариантов возрастает роль продавца, поэтому очень важен вопрос подбора квалифицированных кадров.
При большом количестве однообразного товара (например, те же смесители) можно для привлечения покупателей использовать эффект цветовых пятен. Разложите смесители по цветовым группам: хромированные, черные, белые, под сатин и т.д. Вариантов привлечения покупателей за счет раскладки товара много, надо только включить свою фантазию (например, можно использовать яркие фоновые фотографии и т.д.)